Вернуться на главную страницу
Программа учебного курса по ментальной психологии
Колледж «Культуры отношений», г.Екатеринбург, 1993-97 гг.


Цели обучения

Программа обучения предполагает специальное образование в области практической психологии по темам: типология К.Г.Юнга, соционика, ментальная психология, психология общения.

Целями обучения являются:
  • выявление психологических качеств типов К.Г.Юнга, влияющих на поведение и мотивацию человека;
  • выявление психологических качеств типов, влияющих на отношения между партнерами;
  • способность определять типологические качества, типы и типы отношений на практике;
  • способность определять разницу восприятия информации партнерами;
  • диагностика психологических проблем, связанных с влиянием окружающих людей;
  • диагностика психологических проблем в отношениях партнеров, в коллективе;
  • определение стратегии в кадровой политике;
  • формирование коллективов с оптимальными взаимо-отношениями;
  • опыт осознания бессознательных установок типа;
  • изучение новой психологической культуры общения.


Форма обучения

Программа обучения расчитана на два года - два годичных курса по 10 месяцев. Первый курс обучения посвящен общей и теоретической подготовке слушателей. Второй год направлен на формирование практических знаний и навыков в использовании данной системы. Общее объем для всего курса - 600 акад.часов.
В качестве форм отчетности предусмотрены: контрольные и курсовые работы, зачеты и экзамены. Общий уровень подготовки определяется в конце каждого курса на экзаменах.
Курс обучения расчитан на: психологов, педагогов, преподавательский состав, воспитателей, кадровых работников, консультантов, менеджеров и др.



Программа обучения: первый теоретический курс


1. Введение в типологический метод исследования личности.

1.1. Обзор факторных и типологических методов изучения личности.
1.2. История возникновения типологии К.Г.Юнга, типологии А.Аугустинавичуте, соционики и ментальной психологии.
1.3. Введение в типологию К.Г.Юнга.
1.4. Практическое применение и возможности типологии.
1.5. Знакомство с основными понятиями и терминами.


2. Типы восприятия и теория базовых признаков типов.

2.1. Юнговская концепция об установках сознания.
2.2. Понятие о признаке экстравертированности-интроверти-рованности.
2.3. Понятие о признаке интуиции-сенсорики.
2.4. Понятие о признаке эмоции-мышление.
2.5. Понятие об иррациональности-рациональности.
2.6. Теория проявления признаков по А.Аугустинавичуте.
2.7. Понятие о признаке статичность-динамичность.
2.8. Возрастная динамика для признаков.
2.9. Ограничения в использовании характеристик признаков.


3. Теория аспектов психологического восприятия информации.

3.1. Общая концепция психологических функций по К.Г.Юнгу.
3.2. Теория аспектов восприятия по А.Аугустинавичуте.
3.3. Понятие об аспектах восприятия ощущения.
3.4. Понятие об аспектах восприятия интуиции.
3.5. Понятие об аспектах восприятия мышления.
3.6. Понятие об аспектах восприятия эмоций.
3.7. Модели аспектов: объектная и субъектная модели.
3.8. Модели аспектов: дуальная и целевая модели.
3.9. Модель аспектов по профессиям и метамодель.
3.10. Модели описания и семантика аспектов.
3.11. Примеры и практические занятия по аспектам.
3.12. Контрольная работа по аспектам восприятия.


4. Теория психологических функций сознания.

4.1. Теория психологических функций по К.Г.Юнгу.
4.2. Теория функций по А.Аугустинавичуте.
4.3. Понятие о первой Программной функции в типе.
4.4. Характеристика восьми психологических типов по Первой ведущей функции.
4.5. Наблюдение и использование знаний о ведущей функции типа.
4.6. Различия в положении первой функции: акцентуация, выраженность, невыраженность, смещенность.
4.7. Характеристика акцентуированных типов.
4.8. Понятие о второй Творческой функции в типе.
4.9. Наблюдение и использование знания о двух ведущих функциях.
4.10. Понятие о третей Болевой функции.
4.11. Об осторожном обращении с болевыми точками.
4.12. Характеристика психологических типов по второй и третей функциям.
4.13. Понятие о четвертой Нормативной функции.
4.14. Понятие о пятой Суггестивной функции.
4.15. Понятие о шестой функции Накопления.
4.17. Наблюдение и коррекция неразвитых сторон характера по 4, 5 и 6 функциям.
4.18. Понятие о седьмой функции Пристройки.
4.19. Понятие о восьмой функции Игнорирования.
4.20. Наблюдение и умение орбащаться с специфическими качествами характера по 7 и 8 функциям.
4.21. Связь между ролью функций и психологическими качествами личности.
4.22. История описания функций по К.Г.Юнгу и А.Аугустинавичуте.
4.23. Общее понятие о модели типа. Общая и частная модель типа.
4.24. Теория внутреннего и внешнего круга функций.
4.25. Проблемы акцентуаций различных функций и подтипов.
4.26. Примеры и практические занятия по функциям.
4.27. Контрольная работа по характеристикам функций.


5. Характеристики психологических типов восприятия.

5.1. Интуитивные экстравертированые типы.
5.2. Сенсорные экстравертированые типы.
5.3. Мыслительные экстравертированые типы.
5.4. Эмоциональные экстравертированые типы.
5.5. Интуитивные интровертированные типы.
5.6. Сенсорные интровертированные типы.
5.7. Мыслительные интровертированные типы.
5.8. Эмоциональные интровертированные типы.
5.9. Возрастная динамика в развитии психологических типов.
5.10. Профессиональные предрасположенности и рамки психологических типов.
5.11. Психологические типы в истории культуры.
5.12. Связи типологии Юнга с иными психологическими типологиями.
5.13. Проблемы описания и тестирования психологических типов.
5.14. Использование теории функций в диагностике типов.
5.15. Практические занятия по определению качеств психологических типов.
5.16. Зачет по характеристикам типов.


6. Ментальная модель описания психологического типа.

6.1. Общее понятие об относительном методе описания типов.
6.2. Описание модели через пары функций: блоки и стратегии.
6.3. Психологическое содержание горизонтальных блоков.
6.4. Психологическое содержание вертикальных блоков.
6.5. Психологическое содержание диагональных блоков.
6.6. Психологическое содержание инвертных блоков.
6.7. Психологическое содержание квазидиагональных блоков.
6.8. Понятие об интегральных функциях и о различии блоков и стратегий.
6.9. Описание параллельных стратегий.
6.10. Описание дуальных стратегий.
6.11. Понятие о психологическом содержании интегральных функций - квадратов.
6.12. Содержание Ментального и Витального квадратов.
6.13. Содержание Инертного и Контактного квадратов.
6.14. Содержание Программного и Базисного квадратов.
6.15. Содержание Вербального и Лаборного квадратов.
6.16. Содержание Оценочного и Ситуативного квадратов.
6.17. Содержание Акцептного и Продуктивного квадратов.
6.18. Содержание квадратов Установки и Приспосаб-ливания.
6.19. Общая структура Ментальной модели и о связях между функциями.
6.20. Теория становления типов.
6.21. Контрольная работа по характеристикам интегральных функций.


7. Теория интертипных отношений.

7.1. Теория интертипных отношений А.Аугустинавичуте.
7.2. Ментальныя модель интертипных отношений.
7.3. Дуальная природа человека и интертипные отношения Дополнения.
7.4. Интертипные отношения Активации.
7.5. Интертипные отношения Полудополнения.
7.6. Интертипные отношения Миражные.
7.7. Интертипные отношения Тождества.
7.8. Интертипные отношения Зеркальные.
7.9. Интертипные отношения Деловые.
7.10. Интертипные отношения Родственные.
7.11. Интертипные отношения Квазитождества.
7.12. Интертипные отношения Суперэго.
7.13. Интертипные отношения Заказа и Подзаказа.
7.14. Интертипные отношения Контроля и Подконтроля.
7.15. Интертипные отношения Погашения.
7.16. Интертипные отношения Конфликта.
7.17. Роль интертипных отношений в межличностных отношениях.
7.18. Роль интертипных отношений в семье.
7.19. Роль интертипных отношений в профессиональной сфере.
7.20. Роль интертипных отношений в педагогике.
7.21. Возрастная динамика интертипных отношений.
7.22. Связь теории интертипных отношений с другими психологическими теориями отношений.
7.23. Возможности использования теории интертипных отношений.
7.24. Практические занятия по определению качеств интертипных отношений.
7.25. Контрольная работа по характеристикам интертипных отношений.


8. Структурная модель интертипных отношений.

8.1. Метод простой классификации и Простые свойства отношений.
8.2. Описание интертипных отношений по Первому свойству отношений.
8.3. Описание интертипных отношений по Второму свойству отношений.
8.4. Шкала комфортности интертипных отношений.
8.5. Структурная модель отношений.
8.6. Теория Знаковых свойств отношений.
8.7. Знаковая Структурная модель интертипных отношений.
8.8. Использование Структурной модели в теории групп.
8.9. Практические занятия по определению качеств Структурной модели интертипных отношений.


9. Теория 15 признаков психологических типов.

9.1. История развития представлений о признаках типов: К.Г.Юнг, А.Аугустинавичуте, Г.Р.Рейнин.
9.2. Четыре базовых признака типов и признак Статичности-Динамичности.
9.3. Признак типов: Квестимность-Деклатимность.
9.4. Признак типов: Позитивность-Негативность.
9.5. Признак типов: Правые-Левые.
9.6. Признак типов: Аристократы-Демократы.
9.7. Признак типов: Веселые-Серьезные.
9.8. Признак типов: Упрямые-Уступчивые.
9.9. Признак типов: Конструктивист-Эмотивист.
9.10. Признак типов: Тактики-Стратеги.
9.11. Признак типов: Беспечные-Предусмотрительные.
9.12. Признак типов: Решительные-Рассудительные.
9.13. Проблема использования признаков в тестах.
9.14. Связь признаков с функциями-квадратами.
9.15. Связь признаков с интертипными отношениями.
9.16. Проблемы использования признаков при диагностике типа.


10. Теория Классов психологических функций.

10.1. Общее понятие об абсолютном методе описания типов.
10.2. Введение в психологическую теорию Классов функций.
10.3. Класс функций: Моновалентность-Амбивалентность.
10.4. Класс функций: Доминирование-Конформность.
10.5. Класс функций: Относительность-Абсолютность.
10.6. Класс функций: Констатация-Аконстантность.
10.7. Класс функций: Контроль-Автоматичность.
10.8. Класс функций: Негативность-Позитивность.
10.9. Классы функций: Экзистенциальность-Абстра-гирование и Конденсация-Подвижность.
10.10. Класс функций: Детерминации-Замещения.
10.11. Класс функций: Индивидуальность-Стереотипность.
10.12. Примеры классов аспектов.
10.13. Комплексное проявление классов.
10.14. Характеристика функций через классы.
10.15. Связи абсолютных и относительных описаний функций.
10.16. Проблемы природы классов.
10.17. Классы функций и проекции аспектов.
10.18. Подтипы по Классам функций.
10.19. Классы функций и интертипные отношения.
10.20. Использование классов при диагностике типов.
10.21. Формирование языка описания типологических качеств.
10.22. Практические занятия по определению Классов функций в типах.
10.23. Контрольная работа по характеристикам Классов функций.


11. Теория групп психологических типов.

11.1. Введение в теорию групп.
11.2. Теория интертипных отношений и теория триад типов.
11.3. Метод простой классификации для теории групп.
11.4. Введение в теорию Малых групп типов.
11.5. Характеристика группы Квадра.
11.6. Возможности использования малой группы Квадра.
11.7. Характеристика группы Квадрат.
11.8. Характеристика группы Деловой квадрат.
11.9. Возможности использования комфортных малых групп.
11.10. Характеристика группы Полудополнения.
11.11. Характеристика группы Двойной активации.
11.12. Характеристика группы Клуб.
11.13. Характеристика группы Букет.
11.14. Характеристика группы Мобилизации.
11.15. Характеристика группы Блокировка.
11.16. Характеристика группы Кольца Заказа
11.17. Характеристика группы Кольцо Контроля.
11.18. Характеристика группы Контроля.
11.19. Характеристика группы Лабиринт.
11.20. Характеристика других Малых групп.
11.21. Практическое применение теории малых групп.
11.22. Метод простой классификации для теории Малых групп.
11.23. Метод простой классификации для произвольных групп.
11.24. Теория Больших групп типов.
11.25. Второй метод классификации для групп.
11.26. Другие методы анализа групп.
11.27. Связь с другими теориями о малых группах.


12. Дополнительный курс: Психология и культура отношений.

1. Психология межличностных отношений.
2. Психологические проблемы в общении.
3. Природа конфликтов и проблемы бесконфликтного общения.
4. Психологические методы диагностики личностных черт.
5. Психологическое интрервью.
6. Психологические методы диагностики отношений.
7. Психотерапевтические методы гармонизации отношений.
8. Психотерапевтический контакт с клиентом.
9. Психологическая этика.
10. Этика и культура общения.
11. Психологический микроклимат в малых группах.
12. Практика груповой психотерапии.
13. Коммуникативный тренинг.
14. Проблемы практической психологии.


Курсовые контрольные работы.

1. Курсовой зачет по самоопределению типа.
2. Экзамен по теории функций.
3. Экзамен по теории типов.
4. Курсовая работа.



Программа обучения: второй практический курс

1. Построение психологического интервью.
2. Диагностика психологических типов.
3. Изучение внешнего вида, быта, биографических и профориентационных особенностей типов.
4. Изучение классов аспектов.
5. Теория подтипов по классам.
6. Психология развития сознания.
7. Методология изучения типологии.
8. Границы проявления типа.
9. Связь типологии с другими психологическими системами.
10. Диагностика типов отношений.
11. Изучение атмосферы внутри типологических групп.
12. Групповые тренинги.
13. Опыт осознания установок собственного типа.
14. Осознание типа и психотерапевтический эффект.
15. Опыт осознания установок чужого типа.
16. О психотерапевтическом консультировании.
17. Психология и культура общения.
18. Этика использования знаний по психологической типологии.


Курсовые контрольные работы.

1. Зачет по классам аспектов.
2. Зачет по проведению теоретического экзамена.
3. Экзамен по самостоятельной диагностике типа.
4. Экзамен по совместной диагностике типа.
5. Курсовая работа.





Hosted by uCoz