Предыдущая страница   Вернуться на главную страницу   Продолжение
Ментальная Модель Типа
по материалам лекций Е.В.Шепетько, Екатеринбург, 1993-95 гг.
(продолжение)

  1. Акцентуированные и выраженные типы
  2. Психологическое содержание стратегий
  3. Психологическое содержание больших интегральных функций
  4. Сверхфункция
  5. Промежуточные функции
  6. Средние функции
  7. Становление типа

Акцентуированные и выраженные типы

Будем называть тип акцентуированным, если типологическая установка одной функции (программной или творческой) обесценивает и вытесняет другие функции. Т.е. в данном случае мы видим крайнюю форму проявления функций типа, когда сознание выбрало однозначную сферу ценностей. Будем, также, называть тип выраженным, если главная установка типа управляет остальными функциями, но не обесценивает их и не вытесняет. Т.е. и выраженный тип обладает формой противопоставления между функциями, но не в столь очерченной форме, какую мы встречаем в акцентуированном типе. В выраженном типе проявленно преувеличенное значение одних функций над другими.
Более контрастно данные типы очерчиваются в акцентуациях (преувеличенной выроженности качеств). Рассмотрим, например, случай, когда акцентуацию приобретает интровертированный логический (ИЛ) тип. В этом случае мышление полностью поглощает внимание человека. Тип воспринимает и действует только в соответствии с тем, какое понимание ситуации у него складывается. Такому восприятию характерна холодная рассудительность, недоверие эмоциональным импульсам. Вообще, эмоции вытесняются как не имеющие право на существование или не играющие определяющей роли. Т.о. бессознательная установка содержит весь комплекс неразвитых, архаических эмоциональных впечатлений. Юнг определяет положение бессознательной установки как компенсирующее, т.е. стремящееся вернуть все свои впечатления в сферу внимания. Чуть стоит мышлению расслабиться, как неконтролируемые эмоции так и хлынут в сознание, обращая в хаос весь привычный порядок. Так и получается: порядок соседствует с хаосом.

Главной причиной акцентуации является состояние максимального отождествления сознания с принципом функции. В результате происходит преувеличенная оценка одной стороны информации. Т.е. большинство сознательных проявлений детерминируются одного рода качествами людей и окружающих явлений. В этом случае информация другого рода значительно менее важна сознанию, и в большом числе случаев просто игнорируется. Главный аспект поглощает все внимание на себе, забывая о другом. Акцентуированный тип - это крайность, к которой может прийти тип, если человек по тем или иным причинам почувстует в типе свою основную природу. Акцентуации типов - это более или менее длительные состояния психического процесса в типе, которые могут приобрести хроническую форму, когда кроме установок типа человек и чувствовать больше ничего не желает.

Типы подразделяются:
  • Акцентуация – ведущие функции подавляют и вытесняют остальные.
  • Выраженный тип – ведущие функции сдерживают остальные, но не подавляют их.
  • Нормальный тип – работает по всем функциям.
  • Смещение – преобладание слабой функции.


Психологическое содержание стратегий

Стратегия – это совместное проявление двух функций по несогласованию, это характеристика одного из качеств этих функций в принципе.
Стратегия – это наиболее характерное качество в проявлении двух функций, не соединенных блоком. Это качество может быть разорванным. Принцип описания стратегий – это подобие функций. В стратегии функции не всегда согласованы, в отличие от блока. В стратегии согласование чисто внешнее, а не внутреннее. Блок ЭГО не соединён с блоком СУПЕРИД, блок СУПЕРЭГО не соединён с ИД. Первая функция не соединена с пятой или с шестой, здесь нет блоков. Например, при акцентуации пятая (суггестивная) функция вытесняется, ёе содержание обесценивается. В блоках подавление одной функцией ограничивается другой, поэтому подавление функции в блоке не может быть достаточно сильным.
В стратегии мы находим такое, когда одна функция добивается чего-то за счет другой. Причем слабая функция за счет сильной также, как сильная за счет слабой.
Стратегией определяется то, как окружающие видят проявления человека со стороны. Реальная стратегия типа.
  1. Параллельные стратегии
  2. Дуальные стратегии

Параллельные стратегии
  1. Стратегия Борьбы
  2. Стратегия Игры
  3. Стратегия Пренебрежения
  4. Стратегия Совершенствование
Стратегия БОРЬБЫ. 1 & 6 функции
Момент борьбы за существование. И та и другая функция может жестко себя отстаивать. Они сами считают это нормальным, окружающие видят натиск, уверенность. Человек идет на конфликт, напряжение. Уверенный, доказательный, своенравие и упрямство. Жажда иметь, обладать, ухватистость. Здесь часто люди выбирают работу или применяют эту стратегию на работе.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Стратегия ИГРЫ. 2 & 5 функции
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7
Поиграть непринужденно с окружающими в какую-то роль. Хотят себя показать, играют в открытую.
Пересечение вербального и контактного квадрата. По пятой (суггестивной) функции обычно принимают игру.
Например, интровертная этика – игра в отношения.
По стратегиям легко определить тип.

Стратегия ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ. (ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ) 3 & 8 функции
"Сколько можно, перестаньте, не хочу!" В результате пренебрежения могут возникнуть различные проблемы. Здесь часто создаются проблемы для окружающих. Другие воспринимают как дезорганизацию.
Пересечение лаборного и инертного квадрата.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Стратегия СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. 4 & 7 функции
Стремление к достижению гармонии. Стремление сохранить и улучшить. Тенденция к созиданию. Момент прощения, благородства. В этой стратегии стремятся больше делать, чем говорить.
Например, экстравертная сенсорика - стремление, чтобы материальные отношения были мягко определены;
экстравертная сенсорика - если кто-то потерял перспективу, веру в свои способности, то стремится показать ему обратное, вернуть уверенность в свои способности.
Пересечение лаборного и контактного квадрата.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Модель
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ
БОРЬБА
ИГРА
= СОЗИДАНИЕ
= РАЗРУШЕНИЕ
= РАЗРУШЕНИЕ И ЗАТЕМ СОЗИДАНИЕ
= СОЗИДАНИЕ И ЗАТЕМ РАЗРУШЕНИЕ




Дуальные стратегии
  1. Стратегия Интереса
  2. Стратегия Употребления
  3. Стратегия Осторожности
  4. Стратегия Сдерживание
Стратегия ИНТЕРЕСА. 1 & 5 функции
Стратегия характерна, если тип не акцентуирован (т.е. первая функция не вытесняет пятую).
Человек прислушивается услышав эти темы. Ему интересно - Любопытство. Человек слушает с увлечением. Если здесь нет впечатлений длительное время, человек чувствует голод. Когда человек начинает говорить на эту тему, люди с такой же стратегией начинают прислушиваться с заинтересованностью во взгляде.
Группа людей объеденная общей стратегией интереса - это квадрат (вторая группа по комфортности после квадры). Здесь интерес спокойный и насыщенный, гладкое протекание разговора.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Стратегия УПОТРЕБЛЕНИЯ. (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ) 2 & 6 функции
По этой стратегии является нормальным насыщаться и насыщать другого. Нормальны «подарки» (не в смысле черной сенсорики, а в смысле всех аспектов). Здесь любят обмен, соревнование, подкрепление. Ритм использования для общения - потребительский. Если один ожидает, другой должен дать. "Хочу - дай - бери - взял - спасибо".
Например, интровертная сенсорика : ребенок взял две конфеты. Воспитатель со стратегией употребления скажет - поделись с другими. Воспитатель, у которого белая сенсорика не попадает в эту стратегию, может посчитать вполне нормальным, что ребенок съест всё сам.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Стратегия ОСТОРОЖНОСТИ. 3 & 7 функции
По этой стратегии общаются с осторожностью, удерживают спокойный, хрупкий, тактичный тон. Здесь нельзя проявить то, что проявляют в стратегии интереса. Здесь момент интимности, конфиденциальности. Разговор не должен выноситься на суд других. Не любит грубости, резкости. Присутствует момент страха, стыда, испуга.
Поток теплого воздуха, не видимый, но существующий в общении. Окружающие даже могут не замечать, как эти двое общаются по этой стратегии. Могут говорить на своем языке (осторожном), скрывая невербально от других. Проявляется в отношениях тождества, миража, дополнения и деловых.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Стратегия СДЕРЖИВАНИЕ. (ПРОТЕСТ) 4 & 8 функции
Сдерживают других, чтобы не слишком распалялись по этим темам, касались этого. Здесь требуют сдержанного поведения от других.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7

Модель
УПОТРЕБЛЕНИЕ
ИНТЕРЕС
СДЕРЖИВАНИЕ
ОСТОРОЖНОСТЬ
= требовать и брать (пользоваться)
= не требовать и брать (пользоваться)
= требовать (и) не брать
= не требовать (и) не брать (не пользоваться)
ИНТЕРЕС + УПОТРЕБЛЕНИЕ
СДЕРЖИВАНИЕ + ОСТОРОЖНОСТЬ
УПОТРЕБЛЕНИЕ + СДЕРЖИВАНИЕ
ИНТЕРЕС + ОСТОРОЖНОСТЬ
= вербальный квадрат
= лаборный квадрат
= ситуативный квадрат
= оценочный квадрат
= брать
= не брать, не пользоваться
= требовать
= не требовать

Тип – это психологический инстинкт, c которым можно играть.
Когда проявляется тип? В наиболее значимых ситуациях, когда выясняются отношения, затрагиваются личные интересы. Тогда четко проявляется позиция типа. Особенно, когда человек противопоставляет себя коллективу, компании, семье. Та идея, которая выдвигается - это и есть тип.
В жестких ситуациях в первой функции интуиция игнорирует сенсорику, логика – этику, интровертированная установка игнорирует экстравертированную и наоборот.
При усилении экстраверсии экстравертированный тип подчиняет и подавляет слабые – интровертированные функции, но роль других функций невозможно проигнорировать, они возвращаются в психологический процесс – с разрешения сознательной установки или без её разрешения. Твёрдая установка на экстраверсию или интроверсию не в состоянии отменить существование других функций, и заставит их более грубо, резко и непредсказуемо возвращаться в реакции и поведение личности, искажая её восприятие.
У человека может доминировать или сильно проявляться произвольный набор функций. Тип можно накренять в любую сторону, но система (модель типа) остается прежней.




Призматический эффект

Способность информацию сливать в один поток, это свойство блоков и квадратов.
Существует восприятие функции и восприятие блока. Это можно сравнить с призмой. Призматический эффект. Информация, попадая в блок, распадается на реакцию двух функций, а информация двух функций сливается в информацию блока.
Дифференцирующая система: некий бессознательный механизм, который разделяет поступающую информацию на составляющие аспекты. Кроме дифференцирующей системы существует интегрирующая система, которая наоборот соединяет потоки.
Фраза состоит из разных аспектов, но интонация, обмолвки, оговорки и т.п. придают ей определенный смысл. Независимо от желания сознания в слова обязательно попадают какие-то обрывки из витального кольца.
Происходит подмена. Человек думает, что воспринимает он, а воспринимает тип.




Психологическое содержание больших интегральных функций (БИФ)

Большие интегральные функции объединяет два блока или четыре аспекта. Но, не четыре функции!
Качества квадратов более расплывчаты, чем качества блоков, и тем более функций.

1. МЕНТАЛЬНЫЙ КВАДРАТ (Ментальное кольцо).
Ментал - разум, душа, интеллект.
Блоки: эго, cуперэго, акцептный, релаксации, владения, отдачи.
Квадрат либо статический, либо динамический. Сознательный.
По этому квадрату идёт формирование оценок. Здесь не существует той архаики, которая есть в витальном кольце. По этому квадрату человек способен включаться и самостоятельно решать свои проблемы.


2. ВИТАЛЬНЫЙ КВАДРАТ (Витальное кольцо).

Блоки: ид, суперид, пристройки, реакции, самомнения, предубеждения.
Квадрат также, либо статический, либо динамический. Информация воспринимается на уровне бессознательных внутренних впечатлений. Здесь большая слитность, восприятие не разделённое.
Как только человек прислушается к себе, к своему подсознательному, так сразу он не будет точно знать, чего он желает, так как будет желать противоположного (амбивалентность).
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7



3. ИНЕРТНЫЙ КВАДРАТ.
Блоки: владения, реакции, место, ахиллесов
Стратегии: борьба, пренебрежение
Консерватизм, замкнутость, более жесткие реакции. Более всего ориентирован на себя. Человек не хочет подстраиваться под других и не может забыть собственные интересы.


4. КОНТАКТНЫЙ КВАДРАТ.

Блоки: отдача, пристройка, творчество, соотнесение
Стратегии: игра, совершенствование
Желание пойти на контакт, на сотрудничество, стремление учесть потребности другого человека не меньше, чем свои. Настрой на взаимодействие. Более доступен для нового, для взаимодействия, для изменения.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7


5. ВНЕШНИЙ КВАДРАТ (ПРОГРАММНЫЙ).
Блоки: эго, ид, место, творчество, изучение, вариации
По программному квадрату проявляется жизненный, творческий интерес к меняющемуся миру, интересно, что нового происходит в мире. Здесь человек не боится изменения условий, возникновения проблем, он в состоянии их отследить.


6. ВНУТРЕННИЙ КВАДРАТ (БАЗИСНЫЙ).

Блоки: суперэго, cуперид, ахиллесов, соотнесение
Человек меньше склонен к новизне, не проявляет крупных инициатив. "Я не умею это решать, и может быть это хорошо".
В этом квадрате есть стремление к норме. Когда здесь спокойно, то хорошо решаются все вопросы.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7



7. ВЕРБАЛЬНЫЙ КВАДРАТ.
Блоки: эго, суперид
Стратегии: борьба, игра, интерес, употребление.
Свобода общения, человек свободно разговаривает на предложенные темы.


8. ЛАБОРНЫЙ КВАДРАТ.

Блоки: cуперэго, ид
Стратегии: пренебрежение, совершенствование, осторожность, сдерживание
Об этом не говорят. Обсуждение этих тем напрягает.
По этому квадрату больше коллективных ценностей.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7



9. ОЦЕНОЧНЫЙ КВАДРАТ.
Блоки: владение, пристройка, изучение, дистанция
Стратегии: интерес, осторожность.
Оценивание отношений без действий.


10. СИТУАТИВНЫЙ КВАДРАТ.

Блоки: отдача, реакция, вариация, норм (правил).
Стратегии: употребление, сдерживание
По ситуативному квадрату проявляют себя.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7



11. УСТАНОВОЧНЫЙ КВАДРАТ.
Блоки: акцептный, самомнения, изучения, норм (правил).
Стратегии: борьбы, совершенствования
В этом квадрате все экстравртные или интровертные функции.
Это то, что важно, первично для человека. Этот квадрат говорит о том, как человек ориентирован.
В распределении социальных ролей экстраверты осуществляют функцию опроса и привлечения внимания значительного числа лиц. Они осознают и предугадывают интересы и запросы большинства лиц из своего круга и среды. Экстраверт улавливает настроения и ожидания тех, кто не всегда умеет о себе заявлять – интровертов.


12. КВАДРАТ ПРИСПОСАБЛИВАНИЯ (ДЕМОНСТРАЦИИ).

Блоки: релаксации, предубеждения, вариации, дистанции.
Стратегии: пренебрежение, игра
В этом квадрате так же все экстравртные или интровертные функции.
По этому квадрату человек склонен приспосабливается к миру. Тип считает это вторичным, менее важным.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7



13. АКЦЕПТНЫЙ КВАДРАТ.
Блоки: акцептный, место, соотнесение, предубеждение
Стратегии: интерес, сдерживание
Этот квадрат содержит рациональные или иррациональные аспекты. Рациональность или иррациональность - это глубинная суть сознания. Это качество отождествлено с сознанием. По этому квадрату идёт восприятие реальности, как таковой.


14. ПРОДУКТИВНЫЙ КВАДРАТ.

Блоки: творчество, ахиллесов, релаксации, предубеждение
Стратегии: употребление, осторожность.
Если тип рациональный, то в продуктивном квадрате иррациональные аспекты и наоборот. По этому квадрату тип пытается сотворить что-то новое.
Модель А
1 2
3 4
6 5
8 7




Сверхфункция

Сверхфункция – это интегральная функция, объединяющая восприятие всех аспектов. Именно туда попадает неразделенная информация из внешнего и внутреннего мира. К ней подключаются дифференцирующая и интегрирующая системы. Это общая функция. В ней можно выделить те качества, которые присущи всем функциям. Без аспектная модель.




Промежуточные функции

В общей структуре психологической модели остаётся под вопросом механизм и природа разделения (дифференциации) и объединения (синтеза или ассоциации) психических впечатлений – информации. Исследования показывают, что можно говорить о самостоятельном значении сдвоенных аспектов и четвёрок аспектов, а также о собственной роли сложных функций – блоков и квадратов. В анализе и определении качеств и параметров структуры модели типа необходимо обозначить явление постепенной психологической дифференциации или, наоборот, соединения самостоятельных подструктур, и данные психологические формы или элементы можно назвать промежуточными функциями. Промежуточные функции обнаруживают свойства осознания, поиска субъекта и воли, так как дифференциация и синтез информации подчас происходят не только автоматически, но и из-за того, что с точки зрения личности данная функция не справляется с оценкой или реакцией на ситуацию. При необходимости тип «перебрасывает» возникшую проблему или психологический процесс с уровня одних функций на другие, дифференцируя или синтезируя содержания, и таким образом приходит к выводу, устанавливает ценность впечатления и пр.
Промежуточные функции осуществляют связь аспектов и функций в общей системе отражения информации.
надфункция - выделяет внутреннее пространство;
подфункция - определяет его обратно.
Смотри: Надфункция и подфункция




Средние функции

В общей системе модели типа можно наблюдать явление кольца и других подобных энергетических влияний функций друг на друга, не связанных с процессом дифференциации или синтеза. Средними функциями можно назвать такие психические элементы, которые осуществляют психологический или энергетический обмен между функциями одного уровня. Начиная с самых ранних трудов А.Аугустинавичуте, посвящённых модели А, был обозначен феномен кольца функций. Этот феномен необходимо определить как одностороннюю связь функции одного уровня, и в нём предположить деятельность «средней» функции. Но, в деятельности модели типа можно наблюдать и двухстороннюю связь функций, например, в диагональных блоках. Иными словами, тип как система и как модель должен быть рассмотрен во всех своих проявлениях, которые создают и поддерживают деятельность всей психологической структуры, исследуя и менее значительные элементы, среди которых можно видеть и средние функции. В первом слое простых функций – 20 связующих элементов средних функций, 8 односторонних (импульс в одну сторону) и 12 двусторонних (импульс в обе стороны).

БЛОК ЭГО НЕ СОЕДИНЕН С СУПЕРИД!
БЛОК СУПЕРЭГО НЕ СОЕДИНЕН С ИД!
Импульсы на 5-ой и 6-ой функциях сразу не отражается на сознании (сознание типа сосредоточенно в блоке ЭГО). За СуперИД-ом контроля нет. Поэтому, как в случаи акцентуации, первая (программная) функция может вытеснять или деформировать пятую (суггестивную) функцию (нет связи).
В СуперИДе может какое-то время существовать импульс, не доходящий до ЭГО. Все остальные импульсы сразу доходят до сознания. Это очень важно в отношениях активации и дополнения. (Имеет место быть только здесь)
Во всех остальных отношениях эти импульсы сразу отвлекают и раздражают.
Для того чтобы отключиться от навязчивого человека, нужно войти в сознание его дополняющего. Соединение, когда оставлена ниша для другого человека – это отношение дополнения. Один говорит, а другой думает о своем.
Односторонние средние элементы, завязанные в кольца, являются источником постоянного движения, передачи импульса, напряжения.




Становление типа

Существует некоторая гипотеза:
  1. Этап Сверхфункции. (Тип находится в потенциальном состоянии).
    На самом первом этапе жизни после рождения, информация выдается и воспринимается одинаково, ничего не пересиливает.
  2. Этап.
    1. Сверхфункция делится на две части (на первом году жизни). Ребенок начинает различать движущееся и не движущееся, отделение динамики от статики, разделение на ментал – витал.
    2. Отделение себя от окружающего мира, субъекта от объекта, экстраверсии от интроверсии. Разделение общей информации на субъективную и объективную.
    3. Отделение внутреннего от внешнего, формы от содержания.
    4. Разделение разрешенного (хочу) от запрещенного (должен) (где я могу проявляться, а где нет). Рациональность – иррациональность, акцептный - продуктивный квадраты.
  3. Этап. Квадраты начинают пересекаться друг с другом. Этап появления блоков.
    В процессе дифференциации у ребёнка смещается психологическая активность структуры модели. Квадраты продолжают быть активными, но дифференциация идёт далее, в личности ребёнка проявляется и усиливается роль блоков. Примерно в 2 – 4 года блоки по мотивирующей силе начинают преобладать над квадратами. Ребенок проявляет, например, все эмоции или всю сенсорику (блок места).
    Примерно к 4 - 5 годам блок ЭГО (ещё неосознанный, не синтезированный, а только ассоциативный) становится сильнее, чем все элементы (период блока ЭГО).
    С появлением ЭГО все предыдущие элементы (квадраты) остаются в инфантильном состоянии.
  4. Этап. Появление и накопление функций в результате пересечения блоков.
    Появление первой функции – доминирование. Важны силовые отношения между элементами (примерно к 8-ми годам, в зависимости от развития ребенка). Впадение в крайности: сильный плюс на первую (программную) функцию, большой минус на восьмую функцию (игнорирования).
    Момент, когда функции начинают преобладать над блоками – это зрелость, проявление самостоятельности. Сознательные функции все время наращивают мощь, а бессознательные остаются в детском состоянии.

Статьи:
1. К.Г.Юнг. Психологические типы. Москва. Госуд. изд-во. 1924.
2. А.Аугустинавичюте «Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике.» // "Соционика, ментология и психология личности", 1998, №1–6.

Предыдущая страница   Вернуться на главную страницу   Продолжение




Hosted by uCoz